Страницы

Подробные решения задач из варианта 1 части В. ЦТ по математике 2012 г.


Вариант 1
Часть В

Задача В1. Если в правильной четырехугольной пирамиде высота равна 4, а площадь диагонального сечения равна 12, то ее объем равен … .
Решение.
ЦТ по математике 2012, задача 1, часть B. Рисунок пирамидыПусть SABCD – правильная четырехугольная пирамида с вершиной и основанием ABCD. ЧетырехугольникABCD является квадратом, так как пирамида правильная. Треугольник BSD – диагональное сечение пирамиды. SO ― высота пирамиды.
Площадь диагонального сечения можно определить по формуле площади треугольника:
По условию задачи , а .
Тогда

Сторона квадрата в  раз меньше его диагонали (докажите самостоятельно), поэтому
Тогда площадь основания пирамиды:
Объем пирамиды вычисляем по формуле:
Ответ: 24.

Задача В2. Найдите количество всех целых решений неравенства 
 Решение.
Преобразуем исходное неравенство:
Заметим, что сокращение на x специально не проводилось, так как сначала нужно учесть ОДЗ неравенства: .
Тогда на ОДЗ исходное неравенство равносильно следующему:
Решаем данное неравенство методом интервалов, учитывая ОДЗ.
Тогда решение неравенства имеет вид: .
Выписываем целые решения, входящие в эту область:  ― всего 14 решений.
 Ответ: 14

Задача В3. Точки A(1;2)B(5;6) и C(8;6) ― вершины трапеции ABCD (AD || BC). Найдите сумму координат точки D, если .
 Решение.
Обозначим точки AB и С на координатной плоскости. Точки B и C лежат на прямой, параллельной оси абсцисс. Так как AD || BC, то и прямая AD должна быть параллельна оси абсцисс, а значит, ордината точкиD равна ординате точки. А  Пусть абсцисса точки D равна x, то есть координаты точки D(x;2).
Для определения x используем тот факт, что . На основании формулы для расстояния между двумя точками координатной плоскости: получаем:
Из двух полученных значений выбираем x = 9, так как точка D, очевидно, лежит правее точки A.
Таким образом, координаты точки D(9;2). Их сумма равна 11. Это число и нужно записать в ответ.
 Ответ: 11

Задача В4. Найдите периметр правильного шестиугольника, меньшая диагональ которого равна .
 Решение.
Пусть ABCDEF ― рассматриваемый правильный шестиугольник со сторонами, равными a ― меньшая диагональ этого шестиугольника. Рассмотрим треугольник ABC. У этого треугольника  (как стороны шестиугольника), а угол  (докажите самостоятельно).
Применим к этому треугольнику теорему косинусов:
Так как , то получаем:
Тогда периметр шестиугольника 
Ответ: 60

Задача В5. Найти произведение корней уравнения .
 Решение.
Преобразуем исходное уравнение:
Произведение корней: 
 Ответ: -3

Задача В6. Площадь прямоугольника ABCD равна 20. Точки M, N, P, Q – середины его сторон. Найдите площадь четырехугольника, заключенного между прямыми AN, BP, CQ, DM
 
Решение.
1. Так как MB || PD и MB = PD, как половины противолежащих сторон прямоугольника, то MBPD ― параллелограмм, а значит BP || MD. Аналогично доказывается, что NA || CQ. Значит, в четырехугольникеRSTU противолежащие стороны параллельны и этот четырехугольник является параллелограммом.
2. Для нахождения площади параллелограмма применим формулу:
, где h ― высота параллелограмма, опущенная на сторону RU.
Таким образом, задача сводится к нахождению h и RU.
3. Найдем высоту h. Заметим, что высота h параллелограмма RST является также и высотой параллелограмма MBPD, поэтому
Площадь параллелограмма MBPD найдем как разность площади прямоугольника ABCD и двух прямоугольных треугольников: AMD и CPB:
Так как  ― это площадь прямоугольника ABCD, то 
Тогда 
4. Найдем RU.
Стороны угла ADM пересекаются параллельными прямыми AN и QC. Так как AQ = QD, то по теореме Фалеса UD = RU.
Аналогично BS = ST, а так как ST = RU (противолежащие стороны параллелограмма, то BS = RU.
В треугольнике BAS отрезок MR параллелен основанию BS и делит сторону AB пополам. Значит MR ― средняя линия треугольника BAS и .
Отрезок 
Отсюда 
5. Вычисляем площадь четырехугольника RSTU:
 Ответ: 4 

Задача В7. Решите уравнение  и найдите сумму его корней.
 Решение.
Преобразуем уравнение:
Здесь мы разложили на множители квадратные трехчлены в левой и правой частях уравнения (проверьте, что такое разложение действительно справедливо).
Обозначим ОДЗ: 
Тогда
.
Введем замену:
Тогда
.
Получаем уравнение:

Тогда
Первое уравнение совокупности корней не имеет, так как его дискриминант отрицательный. Второе же уравнение имеет два корня. Сумма этих корней по теореме Виета равна 9.
 ЗАМЕЧАНИЯ К ЗАДАЧЕ.
На первый взгляд кажется, что увидеть самостоятельно все необходимые преобразования и замены просто невозможно. На самом же деле все не так страшно. Первое, что бросается в глаза при решении уравнения, – это два квадратных трехчлена в правой и левой частях выражения. У любого школьника уже на подсознательном уровне должно быть заложено: видишь квадратный трехчлен – считай его дискриминант. Обычно, если корень из дискриминанта легко вычисляется, то решение задачи завязано на разложении квадратного трехчлена на множители, что и сделано первым же действием.
Второй шаг решения – это раскрытие скобок и замена. Это преобразование сходу увидеть сложно, если не знать о том, что оно существует, поэтому решайте больше примеров: опыт приходит с количеством.
 Ответ: 9.

Задача В8. Найти значение выражения , если .
 Решение.
Далее используем формулу:
Тогда
Так как , то  и . Тогда .
Тогда
.
Значит,
 Ответ: -6

Задача В9. Найти сумму целых значений x, принадлежащих области определения функции
 Решение.
Запишем систему неравенств, задающих область определения указанной функции. Для этого используем свойства логарифма:
Решим последнее неравенство системы.
Изображаем решение неравенства на числовой прямой, используя метод интервалов. На эту же прямую наносим решения остальных неравенств системы.
Записываем область определения функции:
Выпишем целые решения, входящие в область определения:
-3, -2, -1, 0
Сумма этих решений равна -6.
 Ответ: -6

Задача В10. Прямоугольный треугольник с катетами, равными 6 и , вращается вокруг оси, содержащей его гипотенузу. Найдите значение выражения , где V ― объем фигуры вращения.
 Решение.
Пусть АВС – заданный прямоугольный треугольник, а АС – гипотенуза этого треугольника. Изобразим на чертеже тело, полученное при вращения данного треугольника вокруг оси, содержащей его гипотенузу.
Полученное тело можно разбить на два конуса, в основании которых лежит одна и та же окружность с центром в точке O. Радиус этой окружности OB совпадает с высотой прямоугольного треугольника.
Пусть h ― высота треугольника. Тогда площадь оснований конусов:
.
Запишем выражение для объема тела:
 
Таким образом задача свелась к нахождению гипотенузы АС и высоты h треугольника ABC.
Гипотенузу АС найдем с помощью теоремы Пифагора:
Для нахождения высоты h рассмотрим прямоугольные треугольники ABC и BOC. У этих треугольников угол C общий, поэтому они подобны по двум углам (прямому и углу С).
Из подобия треугольников следует:
Таким образом .
Тогда объем тела:
В ответ необходимо записать величину:
 Ответ: 84    

Задача В11. Из двух растворов с различным процентным содержанием спирта массой 100 г и 900 г отлили по одинаковому количеству раствора. Каждый из отлитых растворов долили в остаток другого раствора, после чего процентное содержание спирта в обоих растворах стало одинаковым. Найдите, сколько раствора (в граммах) было отлито из каждого раствора.
 Решение.
Массовая доля спирта в растворе – это отношения массы только спирта, который содержит раствор к массе всего раствора.
Пусть p ― массовая доля спирта в первом растворе, а q ― во втором. По условию, p = q.
Тогда количество спирта в первом растворе равно 100p, а во тором ― 900.
Пусть  ― масса отлитого из каждого раствора. Тогда из первого раствора убрали количество спирта, равное , а из второго ― .
Значит, после перелива в первом растворе содержится количество спирта, равное , а во втором ― .
Массы каждого из раствором остались прежними, так как по условию отлито было одинаковое количество растворов.
Так как после перелива массовые доли спирта в обоих растворах оказались одинаковыми, то
.
Преобразуем полученное уравнение:
Так как , то 
 Ответ: 90

Задача В12. Найдите произведение корней уравнения 
 Решение.
Найдем ОДЗ для корней уравнения. Для этого решим систему неравенств:
Преобразуем исходное уравнение:
Введем замену: 
Тогда уравнение примет вид:
Полученное уравнение решаем как квадратно относительно t :
Таким образом, рассматриваемое уравнение имеет два корня:
Модуль в записанных выражениях появился при взятии корня от полного квадрата.
Для раскрытия модуля рассмотрим все случае с учетом ОДЗ:
1. . В данном случае модуль раскрывается со знаком "+":
 
Учитывая, что  получаем 
2. . В данном случае модуль раскрывается со знаком "-":
Учитывая, что  получаем 
Таким образом, исходное уравнение имеет два корня: .
Произведения этих корней:
 Ответ: -180             

Комментариев нет:

Отправить комментарий